Ссылка для цитирования:
Меркулова О.П. Обеспечение качества как проблема практической психологии в образовании // Психологическое сопровождение
образования на разных этапах возрастного развития человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 5–8 окт. 2009 г. / Под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. С. 273–278.
Обеспечение качества образования на всех его уровнях
является комплексной проблемой, поиск путей решения которой не может
ограничиваться рамками какой-либо одной науки. В настоящее время вопросы
качества образования уже стали предметом изучения в педагогике, управленческих
науках. В психологической теории и практике данная проблематика пока еще не
нашла достаточно широкого отражения.
В понимании слова «качество»
на разных уровнях анализа – от обыденного сознания до философских трактовок –
можно выделить два основных смысловых ядра: качество как неотъемлемое свойство,
характеристика объекта, и качество как оценочная категория, отражающая
способность некоторого предмета удовлетворять потребности. Причем, последняя
интерпретация качества приобретает в последнее время все более и более широкое
применение в самых различных сферах общественной практики. В частности, это
проявляется в распространении современных моделей управления, ориентированных
на удовлетворение потребностей, организационное развитие, оптимизацию управленческого
и организационного взаимодействия (IQM, стандарты серии ISO 9000, модели конкурсов и премий в области качества и др.).
Следует отметить, что два указанных смысловых ядра в
понимании качества не являются изолированными друг от друга. Более того, по
нашему мнению, качественная определенность любого общественного предмета или
явления невозможна без его соотнесения с теми потребностями, который этот
предмет или явление удовлетворяют в практической деятельности человека. В
относительно стабильных социокультурных условиях качественная определенность
предмета или явления как бы отрывается от удовлетворяемых им потребностей,
находя свое выражение в идеализированных описаниях, моделях, стандартах и т.п.
В условиях же постоянных и динамичных изменений в общественной практике, все
более размытыми, неоднозначными, требующими постоянного доопределения и
осмысления становятся сами идеальные образы предметов и явлений, производимых в
практической деятельности, задающие их качественную определенность. В таком
контексте качество предмета или явления может быть представлено через
взаимосвязанные отношения продукта к потребности во всех деятельностях, в
которые этот предмет или явление входит как средство, цель или мотив.
Таким образом, под качеством
образования мы понимаем его возможность удовлетворять потребности
вовлеченных в него индивидов и групп. При этом имманентными понятию качества
вообще оказываются противоречия: (1) между потребностями как объективным
состоянием человека или социума и их отражением как в индивидуальном содержании
психики конкретного человека, так и в идеальном содержании культуры, (2) между
индивидуальными и общественными потребностями. В понимание качества
образования, как специфической формы общественной практики, имеющей своим
предметом «воспроизводство человека», добавляется еще одно сущностное
противоречие – между актуальными и будущими потребностями как индивида, так и
общества.
Социальные практики, а также педагогические и управленческие
теории предлагают ряд понятий, характеризующих различные аспекты деятельности,
направленной на достижение качества: управление, оценка, планирование, контроль,
мониторинг и др. Мы полагаем, что с точки зрения психологии наиболее адекватным
является термин обеспечение качества,
под которым мы понимаем активность, направленную на достижение максимально
возможного соответствия между потребностями и результатами деятельности, в
которой они удовлетворяются. Причем, активность в данном контексте может
включать как собственно деятельность в ее классическом понимании в традиции
деятельностного подхода (прежде всего, в школе А.Н. Леонтьева), так и моменты
движения деятельности (А.В. Петровский).
Таким образом, собственно психологическим содержанием
обеспечения качества является развитие мотивационно-потребностной сферы,
определяющееся указанными выше противоречиями, и соответствующее ему развитие
деятельности. Обеспечение качества может осуществляться как спонтанный процесс
самодвижения деятельности (через пробы и ошибки, неосознанный учет предыдущего
опыта, использование благоприятного стечения внешних условий и обстоятельств и
т.п.), и как осознанный процесс саморазвития человека, общности, организации.
Введение в поле психологических исследований понятий качества (образования, деятельности,
жизни) и обеспечения качества может,
по нашему мнению, содержательно дополнить те гуманистически ориентированные
направления психологии, которые рассматривают человека как основную цель и ценность
образования и всей общественной практики вообще, за счет обращения к
проблематике потребностей.
Следует также отметить, что гуманистический потенциал
современных трактовок качества в отношении образования, может быть раскрыт и
применен при условии принятия одного существенного допущения – о том, что
основным потребителем образовательных услуг является не общество как таковое, а
конкретный человек – ученик, студент, слушатель. По своей сути это допущение
эквивалентно признанию приоритетной ценности индивидуальных потребностей и
развития по сравнению с абстрактными общественными интересами, социальными
нормами и другими выражениями идеи социального преформизма. Безусловно, это не
отрицает задач социализации личности, стоящих перед образованием, так как иного
способа существования и развития, помимо социального, у человека нет и быть не
может.
На уровне образовательной системы обеспечение качества
требует согласованных усилий самих обучающихся, педагогов, психологов, управленцев
и других вовлеченных в деятельность этой системы специалистов. При этом следует
различать психологические проблемы
обеспечения качества образования и задачи психологической
практики, включенной в деятельность этой образовательной системы, релевантные
проблеме обеспечения качества.
Если в образовательном учреждении (ОУ) ведется
целенаправленная работа по обеспечению качества, как правило, для ее реализации
создается какая-либо служба (которая, также как и психологическая, может быть
весьма малочисленной), на основе одной из моделей разрабатывается и внедряется
система управления качеством. Задачи, решаемые службой качества и психологической
службой ОУ, имеют область пересечения, в которой находится работа по следующим
направлениям:
- осознание и согласование потребностей заинтересованных в образовании сторон;
- оптимизация деятельности субъектов образовательного процесса и управления;
- получение информации относительно релевантных психологии аспектов процесса и результата образования.
В зависимости от особенностей ОУ, истории становления в нем психологической службы и службы качества, возможны различные варианты их сотрудничества
в решении этих задач. Рассмотрим некоторые возможные варианты «баланса сил» при
условии, что в ОУ существуют обе упомянутые службы.
Если в ОУ успешно действует психологическая служба, она
может уже иметь отработанные способы решения указанных задач, которые необходимо
лишь интегрировать в систему управления качеством. В частности, модель психологического
сопровождения, разработанная М.Р. Битяновой во многом близка обозначенному нами
подходу к обеспечению качества образования [1]. В таком случае успешно
действующая психологическая служба может выполнять значительную часть работы с
субъектами образовательного процесса и заинтересованными в нем сторонами, а
вновь создаваемая служба качества будет решать лишь специфически управленческие
задачи.
Несомненно, важным является вопрос о мотивации психологов к
участию в создании системы обеспечения качества ОУ. Ситуация в отечественном образовании
на всех его ступенях такова, что психологи редко оказываются недостаточно
загруженными при невысоком уровне оплаты труда, и включение их в какую-либо
новую деятельность может вызвать сопротивление. Поэтому нам представляется важным
обратить внимание на позитивные моменты активного включения практических
психологов в становления систем обеспечения качества образования. Во-первых,
работа психологической службы далеко не всегда в должной мере поддерживается
руководством ОУ, и активная интеграция в систему управления может
способствовать усилению роли самой психологической службы. Во-вторых, несмотря
на высокий гуманитарный потенциал современных моделей управления качеством, он
может быть не реализован и даже полностью подавлен при их поверхностном истолковании
и недостаточно компетентном использовании [3]. Все современные модели
управления качеством основаны на идеях организационного развития – в числе их
основных принципов, как правило, присутствуют такие как ориентация на
изменяющиеся запросы потребителей, вовлечение сотрудников, постоянные
улучшения. И поэтому особенно важно участие психологов в работе по созданию
системы обеспечения качества, так успешное развитие образовательной системы в
целом создает предпосылки для более успешного решения собственно психологических
проблем субъектов образовательного процесса.
Вероятно, отмеченный вариант, когда активно действующая
психологическая служба может стать опорой в создании системы управления
качеством в ОУ, более перспективен для общего образования, в котором
психологическая служба в целом представлена шире, чем в образовании
профессиональном.
Успешно действующая служба качества в свою очередь также
может способствовать развитию психологической службы ОУ и частично
организовывать процессы, направленные на решение психологических задач
обеспечения качества. Это может осуществляться через вовлечение психологов в
работу службы качества ОУ. В частности, подобный опыт имеется в Волгоградском
государственном педагогическом университете, в котором в работе Центра
мониторинга качества подготовки специалистов регулярно принимают участие
психологи – преподаватели факультета психологии и социальной работы. Нами также
предложена модель психологической службы вуза, основанной на реализации системообразующей
цели психологического сопровождения обеспечения качества высшего
профессионального образования [4], которая пока не была реализована на
практике. Однако мы полагаем, что такой подход может быть весьма перспективен
для организации психологической службы в высшей школе.
Маловероятно, что практическая психология образования сможет
эффективно развиваться без участия в решении тех задач, которые общество ставит
перед системой образования в целом. Обеспечение качества – одна из таких
проблем, которая вряд ли может быть успешно решена без активного участия
психологов как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Литература:
1. Битянова, М.Р. Организация
психологической работы в школе / М.Р.
Битянова – М.: Совершенство,
1998.
2. Клычева, Е.В. Обеспечение качества образовательного
процесса (уровень факультета): Науч.-метод. материалы / Е.В. Клычева, О.П. Меркулова
– Волгоград: Перемена, 2000.
3. Меркулова, О.П. Психологические проблемы внедрения
системы управления качеством в вузе / О.П. Меркулова // Управление качеством профессиональной
подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: сб.
науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 22–25 сент. 2008 г.: в 2 ч. – Волгоград:
Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. – Ч. 1. С. 50–54.
4. Меркулова, О.П. Психологическое сопровождение обеспечения
качества высшего образования как цель работы психологической службы вуза/ О.П.
Меркулова // Психология и современное российское образование: Материалы IV
Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Общероссийская
общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. С.
118-119.
[*] Один из англоязычных
терминов в области качества Quality Assurance часто переводится как «гарантии качества», что по нашему мнению является менее адекватным как содержанию понятия, так и смысловым оттенкам русского языка, по сравнению с переводом «обеспечение качества». Анализ некоторых англоязычных терминов по проблеме качества образования был
проведен нами в работе [2].
|