Статьи
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Психология образования [4]
Психология управления в образовании [2]


Наш опрос
Готовы ли Вы принять участие в исследовании?
Всего ответов: 64


Поиск


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Приветствую Вас, Гость · RSS 23.11.2017, 19:49
Главная » Статьи » Психология образования

Меркулова О.П. Психологическое сопровождение обеспечения качества высшего образования как цель работы психологической службы вуза

Ссылка для цитирования:

Меркулова О.П. Психологическое сопровождение обеспечения качества высшего образования как цель работы психологической службы вуза // Психология и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 118-119.

Психологическая служба в наше время еще не стала обязательным подразделением любого вуза. Такие службы чаще всего создаются по инициативе преподавателей-психологов, работающих в вузе. Вследствие этого формальный статус, финансирование, объем и содержание бесплатных и платных услуг, интегрированность в образовательный процесс и другие характеристики работы психологических служб зависят от условий конкретного вуза. Анализ публикаций по проблеме работы психологической службы вуза, а также материалов, представленных психологическими службами на Интернет-сайтах ряда вузов, позволил сделать выводы о типичных задачах и направлениях работы таких служб. Большинство из них традиционно называют среди направлений своей работы психологические просвещение, диагностику, коррекцию, консультирование. Предлагаемые формы работы обычно адресованы студентам, преподавателям и родителям, и включают психологическую диагностику, индивидуальные консультации и групповые тренинги или семинары. Большинство форм работы, реализуемых психологическими службами вузов, как правило, подразумевают инициативное участие в них студентов и сотрудников – служба предлагает свои услуги, а желающие могут ими воспользоваться.

В отличие от «независимого» психолога, специалист, работающий в образовательной системе, всегда так или иначе реализует роль посредника между этой системой и конкретным человеком: школьником, студентом, учителем, преподавателем, родителем, администратором, сотрудником. При этом, такое посредничество со стороны психологической службы чаще всего оказывается однонаправленным – психолог помогает конкретному человеку изменяться так, чтобы успешно взаимодействовать с образовательной системой, использовать ее потенциал для своего развития и саморазвития.

Но не меньшее право на существование имеет и обратная задача – помощь образовательной системе изменяться так, чтобы успешно удовлетворять потребности конкретных людей, взаимодействующих с ней, использовать их потенциал для своего развития. В связи с этим, одну из проблем, характеризующих состояние психологической службы вузов на современном этапе, мы видим в противоречии между актуальностью сопровождения процессов развития образовательной системы с учетом потребностей конкретных людей, образующих эту систему и вступающих во взаимодействие с ней, и неразработанностьютеоретических, методических и организационных основ социально-психологической практики такого рода.

Проблематика организационного развития, являясь предметом организационной психологии, редко рассматривается применительно к образовательным системам. На наш взгляд, это во многом может объясняться отсутствием развернутой практики психологического сопровождения организационного развития образовательных систем. Психологическая служба в образовании традиционно фокусируется на проблемах, относящихся к развитию учащихся и их обучению, оставляя вне поля своей работы проблемы, актуальные для психологической службы в производственных и коммерческих организациях – работу с персоналом, сопровождение процессов организационных изменений и т.п.

Психологическое сопровождение обеспечения качества образования может стать той целью в работе психологической службы вуза, которая позволит органично интегрировать как традиционные, так и обозначенные выше, проблемы и методы их решения.

В «Концепции развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской федерации до 2010 года» отмечается, что «необходимо объединить, структурировать и сориентировать на главную задачу образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, ныне разрозненные действия психологической науки и практики, органов управления образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне, общественных организаций и объединений» ([4], С. 78). При этом в целях и задачах совершенствования психологической службы образования, проблематика, непосредственно связанная с его качеством упоминается лишь в самом общем виде: «кроме того, для обеспечения нового качества образования требуется решение организационно-управленческих, научно-методических, информационных и кадровых задач».

В данной работе мы предлагаем модель психологической службы вуза, основанную на реализации системообразующей цели психологического сопровождения обеспечения качества высшего профессионального образования.

Во многих отечественных вузах уже действуют системы управления качеством, во многих идет работа по созданию и сертификации таких систем. Основными внешними по отношению к образовательной системе предпосылками их создания являются критерии комплексной проверки вуза и участие России в Болонском процессе. Внутренними предпосылками могут являться:

– опыт, накопленный за счет участия вуза в международных проектах или в ходе разработок систем менеджмента качества для предприятий, деятельность которых соответствует профилю вуза;

– инновационная деятельность в других направлениях, способствующая повышению общего инновационного потенциала вуза;

– потребность в реорганизации управленческой системы вуза, которая может актуализироваться как в связи с явными проблемами (сложности в прохождении аккредитации, серьезные конфликты на уровне вуза и т.п.), так и при смене руководства и др.

Основные, наиболее распространенные в современных условиях, подходы к созданию систем менеджмента качества не имеют принципиальных содержательных различий, предлагая лишь разные схемы реализации сходных идей. Такими подходами являются: стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001, модель всеобщего управления на основе качества (TQM), конкурсные модели. Проведенный нами психологический анализ принципов и модели менеджмента качества, изложенных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000:2001, позволил сделать вывод о том, что с одной стороны, в них заложен достаточно сильный гуманитарный потенциал, но с другой – существует ряд проблем, которые могут препятствовать эффективной реализации этого потенциала [2]. Основные из этих проблем могут быть выражены через противоречия между:

– реальными потребностями заинтересованных в образовании сторон и их отражением в запросах, требованиях, стандартах и других документах;

– управленческой практикой и моделями эффективного управления;

– принципиальной неформализуемостью деятельностей учения и обучения и требованиями документирования, технологизации и т.п.;

– сложностью и специфичностью образовательной системы как объекта управления и измерения и недостаточной разработанностью адекватных методов получения фактов и информации.

Участие психологов в решении этих проблем и определяет круг задач, реализуемых психологической службой вуза в рамках предлагаемой модели.

Прояснение и согласование потребностей заинтересованных в образовании сторон, прежде всего студентов и преподавателей, с учетом позиций государства (выраженной в ГОСах и других нормативных документах) и профессиональных сообществ, включая работодателей, является первой из таких задач. В отечественной психологии потребности относительно редко оказывались предметом самостоятельного анализа. Значительно большее внимание традиционно уделяется исследованиям мотивации. При этом в фокусе как исследований, так и практики обычно оказывается либо изучение уже сложившейся мотивации, либо формирование той мотивации, которая рассматривается как «позитивная» с точки зрения социально одобряемых ценностей или логики деятельности – в частности, учебной. При этом практически не рассматриваются отношения между индивидуальными потребностями и соответствующими им мотивами. Вариант теоретического осмысления потребностей, коллизий их реализации в жизнедеятельности человека был предложен польским психологом К. Обуховским, который опираясь на широкий опыт консультативной практики, заостряет внимание на проблемах адекватной реализации человеком своих жизненных потребностей [3].

Потребности, реализация которых возможна при получении студентом высшего образования, не сводимы ни к формализованным требованиям к содержанию и организации образовательного процесса, ни к осознаваемым мотивам, ожиданиям и запросам вовлеченных в этот процесс индивидов. В тоже время именно удовлетворение потребностей заинтересованных сторон является в современных трактовках основным критерием качества товара или услуги, включая образование как услугу. Таким образом, прояснение потребностей в образовании, работа по осмыслению и переосмыслению роли образования в своей жизни, с одной стороны, составляют необходимое условие получения студентами качественного образования, с другой – в большинстве случаев требуют специально организованной психологической помощи и поддержки. Решение этой задачи отчасти возможно через традиционные направления работы психологической службы вуза, но наряду с этим требует разработки новых подходов и методов.

Психологическое сопровождение управленческих процессов является достаточно традиционным направлением психологической службы или внешнего организационного консультирования в производственной и коммерческих организациях. Управление в крупном научно-образовательном учреждении, которым является любой вуз, не менее, а подчас и более сложно, чем в любой иной организации. Внедрение системы менеджмента качества предполагает реализацию таких управленческих принципов, как постоянные улучшения, лидерство руководства и вовлечение персонала [1] , что, в свою очередь, требует оптимизации управленческих процессов. Основой для этого могут служить разработанные в теории и психологии управления модели эффективного управления и методы сопровождения организационных изменений.

Моделирование процессов профессиональной деятельности – еще одна задача, требующая компетентного участия психологов. Все упомянутые выше подходы к управлению качеством основаны на идеях процессного похода, согласного которому вся деятельность организации рассматривается как система процессов – то есть деятельностей, имеющих свои «входы» и «выходы», а также «хозяев», ответственных за их выполнение [1]. Применение процессного подхода в производственной сфере способствует более четкой организации технологических процессов, которые зачастую являются частично или полностью автоматизированными. В отличие от этого «процессы жизненного цикла» в образовании не могут быть формализованы. Очевидно, что попытка формализовать и документировать такие процессы по аналогии с производственными будет способствовать скорее снижению, чем повышению реального качества образования.

В тоже время, сам подход, требующий рассматривать организацию с точки зрения деятельностей образующих ее людей, представляется весьма продуктивным. Но для реализации его гуманитарного потенциала важно использовать результаты и методы, полученные как в психологии труда и организационной психологии, так и в педагогической психологии.

Получение информации относительно релевантных психологии аспектов процесса и результата образования – еще одна задача, которую может эффективно выполнять психологическая служба вуза. Удовлетворенность заинтересованных сторон и персонала являются важными показателями, которые должны учитываться в работе системы менеджмента качества. При этом удовлетворенность является составляющей субъективности человека, вследствие чего не может быть адекватно изучена без учета психологических закономерностей и применения разработанных в психологии методов измерения. Другим аспектом применения методов психологической диагностики является оценка отдельных эффектов образования, проявляющихся в сформированности определенных личностных качеств. Не менее важными для обеспечения качества высшего образования являются и такие объекты диагностики, как готовность студентов к обучению в вузе, процессы их адаптации и т.п.

Рассмотренное содержание лишь в самом общем виде характеризует модель психологической службы вуза, основанную на реализации системообразующей цели психологического сопровождения обеспечения качества высшего образования. Безусловно, она требует дальнейшей разработки, конкретизации и опытной проверки. Мы также не рассматриваем эту модель как универсальную, выделяя предпосылки, возможности и ограничения ее применения.

Предпосылками для выбора данной модели, по нашему мнению, являются: с одной стороны, отсутствие в вузе психологической службы вообще или ее слабая интеграция в образовательную среду вуза, с другой – существующая или создающаяся система управления качеством, а также наличие специалистов, компетентных наряду с педагогической в организационной психологии, психологии управления и труда, либо готовых к освоению новых профессионально-психологических компетенций.

Предложенная модель имеет более широкие по сравнению с традиционными моделями психологической службы вуза возможности интеграции в образовательную среду вуза, потенциально она может быть более востребована со стороны руководства и преподавателей вуза. Успешная реализация данной модели может создать потенциал для востребованности психологической службы вуза и во внеорганизационной среде, перспективы сотрудничества с широким кругом организаций – партеров вуза.

Одним из ограничений предложенной модели является, по нашему мнению, необходимость постоянного удержания контекста собственно психологической работы, так как высокая интеграция с другими службами может способствовать смещению фокуса на решение управленческих и других задач в ущерб психологическим.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. Меркулова, О.П. Психологические проблемы внедрения системы управления качеством в вузе / О.П. Меркулова // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 22–25 сент. 2008 г.: в 2 ч. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. – Ч. 1. С. 50–54.

3. Обуховский, К. Галактика потребностей. Психология влечения человека / Обуховский К. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 296 с.

4. Рубцов, В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской федерации до 2010 года / В.В. Рубцов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Е.И. Метелькова, Е.С. Романова, В.В. Семкин // Психологическая наука и образование, 2007, № 1. С. 69–82.

Категория: Психология образования | Добавил: psy-hedu (16.12.2010)
Просмотров: 473 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz