Статьи
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Психология образования [4]
Психология управления в образовании [2]


Наш опрос
Готовы ли Вы принять участие в исследовании?
Всего ответов: 64


Поиск


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Приветствую Вас, Гость · RSS 26.09.2017, 13:55
Главная » Статьи » Психология управления в образовании

Меркулова О.П. Опыт обеспечения качества в российских вузах и его психологическое осмысление
Ссылка для цитирования:
Меркулова О.П. Опыт обеспечения качества в российских вузах и его психологическое осмысление // Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 22–23 апр. 2010 г. / редкол.: О. Л. Жук (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2010. С. 78–81.
Abstract. The analysis of a problem of quality in the Russian higher school shows that leaders of
introduction of quality management systems are technical universities, a consequence of that is the insufficient attention to humanitarian aspects of a quality of education. It is described experience of quality assurances system in the Volgograd state pedagogical university in which orientation to the decision not only formal, but also psychological and pedagogical questions of quality management is realized. The analysis of problems of quality of higher education in a psychological context shows necessity of the coordinated designing of cultural means of development at levels: high school in whole, an educational community, and also teaching and learning activities.


Проблема качества в российской высшей школе. В последние годы о качестве образования, включая высшее, в России говорится все больше и больше. Причем, значительно чаще как о проблеме, а не достижении. Едва ли не все реформы, проводимые в сфере образования, обосновываются необходимостью повышать его качество. Сопоставляя общемировые и российские вызовы высшему образованию, Н. В. Форрат отмечает три ключевых фактора, влияющих на обращение к проблемам качества образования: снижение возможностей государственного финансирования высшей школы, его массовизация и интернационализация [5]. Можно по-разному подойти к формулировке этих факторов, но общий вывод будет состоять в том, что в современных условиях постоянных социокультурных трансформаций перед каждым человеком и каждой социальной системой все острее встает проблема самоопределения. Обращение к концепту качества при решении такой проблемы представляется не случайным: за этим термином скрыты и пути решения проблемы, и пути симуляции ее решения. Ключевой точкой, в которой эти два пути расходятся, является понимание самого содержания концепта «качество образования» как окончательно определенной цели или проблемы, требующей дальнейшего решения.

Требования и ожидания государства к системе высшего профессионального образования в РФ в настоящее время нельзя назвать прозрачными и внятными. Об этом свидетельствует и затянувшийся процесс разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов третьего поколения, и заявления о необходимости сокращения вузов без четкого указания критериев, и другие мало продуманные и подготовленные меры. Например, широкое внедрение технологий тестирования знаний как выпускников школ, так и студентов явно противоречит компетентностным моделям в образовании, но реализация и того, и другого направления деятельности осуществляется под лозунгами повышения качества образования.

В условиях неопределенности внешней среды многие вузы обращаются к внедрению систем менеджмента качества (СМК). Отметим некоторые факторы, которые чаще других могут в современной ситуации стимулировать руководство российских вузов к созданию систем управления качеством. Наличие в вузе СМК может давать определенные преимущества при прохождении процедуры комплексной оценки вуза. Несмотря на то что в нормативные акты, регулирующие эту процедуру, достаточно часто вносятся изменения, этот фактор зачастую воспринимается как основная причина внедрения СМК преподавателями
[5]. Участие вуза в программах международного сотрудничества способствует интересу руководства к поиску путей улучшения имиджа учебного заведения, чему может способствовать наличие международного сертификата. К немаловажным факторам следует отнести и научно-консалтинговую деятельность преподавателей вузов в производственной сфере, где применение СМК стало не только модным, но и эффективным инструментом повышения эффективности управления. Именно этим объясняется то, что среди признанных российских лидеров в сфере управления качеством доминируют технические вузы: Московский институт стали и сплавов, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Томский политехнический университет и др. Однако компетентность специалистов технического профиля в формальных аспектах менеджмента качества (разработка процессной модели, оптимизация документооборота, измерения и мониторинг) при недостаточном внимании к гуманитарным вопросам, чаще всего не позволяет сделать СМК реальным инструментом изменений в самом образовательном процессе. В интервью, проведенных в технических вузах, было выявлено, что преподаватели воспринимают СМК как
новшество, ориентированное на реализацию требований органов государственного регулирования, никак не связанное с реальным образовательным процессом [5].

Система обеспечения качества в Волгоградском государственном педагогическом университете (ВГПУ). На фоне общих тенденций внедрения СМК в вузах России опыт ВГПУ вряд ли можно считать типичным. Разработки проблем качества в нем были начаты с фокусировкой не на управлении как таковом, а на обеспечении качества собственного образовательного процесса. При этом «отправной точки» стали не промышленные стандарты, а опыт работы системы обеспечения качества вуза-партнера по международному
проекту TEMPUS-TACIS JEP 10219/96 Высшей школы Арнема и Наймегена (Нидерланды). Так как внедрение первых элементов системы обеспечения качества осуществлялось на факультете психологии и социальной работы, это позволило ориентироваться в первую очередь не на формально-управленческие, а на психолого-педагогические аспекты обеспечения качества [2].

Следующим этапом развития системы обеспечения качества в ВГПУ стало создание научно-исследовательской лаборатории «Управление качеством подготовки специалистов», в рамках которой под руководством Е. И. Сахарчук была разработана концепция управления качеством подготовки специалистов на основе становления коллективного субъекта образовательного процесса [4]. Внедрение этой концепции в образовательный процесс вуза осуществлялось через деятельность созданного в 2003 году Центра мониторинга качества подготовки специалистов.

В 2008–2009 гг. в университете был реализован проект по разработке и внедрению СМК, который завершился успешным прохождением процедуры сертификации на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001 организацией, представляющей сеть IQ-Net. Проведение Центром мониторинга качества подготовки специалистов, начиная с 2003 года, регулярных опросов преподавателей и сотрудников об удовлетворенности условиями работы в вузе дало возможность оценить принятие коллективом университета этого новшества. Показатели этого опроса были основаны на содержании критерия 6а «Степень удовлетворенности преподавателей и сотрудников» Модели конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» [3]. В 2009 году в процессе внедрения СМК по 35 вопросам из 44 была зафиксирована статистически значимая положительная динамика в удовлетворенности персонала вуза условиями работы в нем. В 2008 и 2009 годах в опрос были включены показатели готовности персонала вуза к внедрению СМК. При достаточно высоких оценках, полученных по этим показателям, как в первом, так и во втором опросах, по 4 из 9 вопросов этого блока также была отмечена значимая положительная динамика.

В настоящее время в деятельности Центра мониторинга, который вошел в структуру СМК, ведется работа над решением двух задач. Первая состоит в разработке механизма вовлечения преподавателей и студентов в процесс постоянных улучшений через организацию опосредованного взаимодействия между ними по поводу качества преподавания и изучения отдельных дисциплин. За основу при этом взят опыт факультета психологии и социальной работы, на котором регулярно проводятся письменные опросы студентов о качестве преподавания и изучения дисциплин, результаты которых затем обсуждаются в студенческих группах, на заседаниях кафедр и совета факультета, в индивидуальных консультациях с преподавателями. Другой задачей, над решением которой сейчас ведется работа в Центре мониторинга, является оптимизация механизмов взаимодействия с заинтересованными в качестве образования сторонами – прежде всего, работодателями и потенциальными абитуриентами.

Психологическое осмысление проблем обеспечения качества подготовки специалистов в вузе. Разработка теоретических основ данной проблемы ведется автором в рамках методологии культурно-исторического подхода. За отправную точку мы приняли понимание качества образования как его способности удовлетворять общественно-человеческие потребности, не теряя при этом свою сущность, которое прямо основано на философской трактовке этого понятия.

В традиционном понимании качество образования так или иначе соотносится с оценкой результатов обучения с точки зрения их соответствия некоторым социально одобренным нормам. Даже если признать, что эти нормы, которые задаются через стандарты и оценочные процедуры, в полной мере отражают общественные потребности, то всегда открытыми остаются вопросы о том, насколько общественные потребности согласованы с индивидуальными, насколько актуальное, представленное в образовательном процессе, понимание индивидуальных и общественных потребностей адекватно самим потребностям – и настоящим, и будущим. В относительно стабильных социокультурных условиях соответствие человека некоторым идеальным образам взрослости, образованности, профессионализма, которые проецируются в систему образования через стандарты, учебники, модели обучения и воспитания и др., может служить некоторой гарантией успешной взрослой жизни. В современных же условиях динамично меняющегося мира все более размытыми становятся и сами идеальные образы, задающие целевые ориентиры образования, и способы их достижения. Задачи самоопределения и саморазвития становятся жизненно важными и дляотдельных людей, и для их общностей, и для социальных институтов.

На основании этого мы полагаем, что основной потребностью, удовлетворению которой должна служить система образования в современных и будущих условиях, является овладение учащимися универсальной человеческой способностью к саморазвитию посредством присвоения и развития культуры. Овладение собственным развитием, как и поведением, требует присвоения специальных культурных средств. В известной работе Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» указывается на важность для развития психологической теории анализа тех общественных практик, которые «сознательно регулировали и организовывали психику» [1]. Мы полагаем, что в современных условиях в различных социальных практиках решается задача выработки культурных средств овладения человеком процессами индивидуального и общественного развития.

Основными условиями проектирования культурных форм развития в образовательном процессе, по нашему мнению, являются: проблематизация его целевых установок и способов их достижения; знаковое или позиционное оформление «реальности развития» как несовпадающей с «реальностью деятельности»; цикличность развития, основанная на оценке результатов деятельности; наличие посредника, способствующего удержанию двуплановости развития и деятельности.

В проводимых в настоящее время исследованиях мы подробнее изучаем возможности реализации этих условий на различных уровнях организации образовательного процесса: в вузе в целом – через работу системы менеджмента качества; на уровне образовательной общности студентов и преподавателей, непосредственно вовлеченных в этот процесс, – через управленческие и самоорганизационные механизмы обеспечения качества; на уровне деятельности отдельных студентов и преподавателей – через механизмы саморазвития.

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.

2. Клычева, Е. В. Обеспечение качества образовательного процесса (уровень факультета): науч.-метод. материалы / Е. В. Клычева, О. П. Меркулова. – Волгоград: ВГПУ «Перемена», 2000.

3. Руководство для участников конкурса 2005 года «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».– М, 2005.

4. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: теория и практика / Е. И. Сахарчук [и др.]; науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.

5. Форрат, Н. В. Проблема качества высшего образования : мировые вызовы и их российские
трансформации / Н. В. Форрат // Вопр. образования. – 2009. – № 2. – С. 121–138.

Сборник конференции "Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов", в котором была опубликована статья
Категория: Психология управления в образовании | Добавил: psy-hedu (06.02.2011)
Просмотров: 217 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz